誠 искренность, подлинность. Категория китайской философии и культуры, выражающая потребность коррекции нормативного и институционного типа поведения.
Впервые понятие
чэн [
1] использовано
Мэн-цзы (IV–III вв. до н.э.), у к-рого оно сопряжено с идеей личного самосовершенствования и выражает этич. содержание человеч. личности в ее единстве с макрокосмом: «Десять тысяч вещей — все они во мне. Обратиться к самому себе и [быть при этом] искренним (
фань шэнь эр чэн). Нет наслаждения большего, чем это». У
Сюнь-цзы чэн [
1] рассматривается в качестве атрибута мироздания (близкого к понятию регулярности космич. процесса) и потому — основы политич. управления, внеш. образца деятельности для «совершенного мудреца» (
шэн [1]).
Идеи Мэн-цзы получили развитие в
«Чжун юне» (V–II вв. до н.э.), где проблема
чэн [
1] дана в двух аспектах, наметивших осн. направления интерпретации этого понятия в кит. культуре: 1) «искренность Неба (
тянь [1])» как качество, имманентное миру и реализующее себя в спонтанном совершенстве: «совершенномудрый» (
шэн жэнь) ищет «искренность», что является условием его слияния с миром; 2) направленное на поддержание должного социального контакта качество низшего, обретаемое в процессе внутр. трансформации на пути стремления к добру. «Искренность» дана человеку как потенция, подобно «[индивид.] природе» (
син [1]). «Высшая искренность» (
чжи чэн) является условием «исчерпания своей природы» (
цзинь син), что в свою очередь дает возможность «исчерпать природу вещей» и т.о. «содействовать изменяющей и взращивающей [силе] Неба и Земли», «образовывать троицу с Небом и Землей», т. е. быть равным высшим природным началам. Обладатель «высшей искренности» способен предвидеть грядущее и потому «может быть уподоблен духу (
шэнь [1])». В
«Да сюэ» (V–II вв. до н.э.)
чэн [
1] в качестве составного элемента входит в многоступенчатую схему условий успешного управления Поднебесной: «выверение вещей» (
гэ у) — «доведение знания (
чжи [
2], см.
Чжи–син) до конца» (
чжи чжи) — «делание помыслов/воли искренними» (
чэн и) — «выправление сердца/сознания (
синь [2])» (
чжэн синь) — «усовершенствование своей личности/тела» (
сю шэнь) — «выравнивание семьи» (
ци цзя) — «упорядочивание государства» (
чжи го) — «уравновешивание Поднебесной» (
пин тянь ся). Этот ряд предваряется рассуждением в обратном порядке — формальное выражение «обращения к самому себе».
Особенно важную роль играла категория
чэн [
1] в учениях предшественников и основоположников
неоконфуцианства. Ли Ао (IX в.) определил
чэн [
1] как «природу (
син [
1]) совершенномудрого».
Чжоу Дунь-и (XI в.) развил эту идею, охарактеризовав
чэн [
1] как «чистую и в высшей степени добрую» основу «совершенномудрого» и одновременно «недеяние» (
у вэй), отвергнув трактовку
чэн [
1]
Сюнь-цзы как внешнего идеала, помогающего улучшать исконно «злую» (
э) природу человека. По Чжоу Дунь-и,
чэн [
1] — сквозной атрибут устройства мироздания и ритма его жизни, наиболее полно выражающий себя в состоянии «покоя» (
цзин [
2]; см.
Дун–цзин), ибо в «движении» возникает «добро» или «зло», «недобрые движения», «ошибки». Поэтому в социальной практике на первый план выдвигается идея обратного движения, к-рое уничтожает «ошибки» на пути к «недеянию», к постижению мира «очищенной» внутр. «природы» без размышления.
Чжан Цзай (XI в.) пользовался категорией
чэн [
1] как вспомогательной для характеристики «природы Неба» и близости к нему «совершенной мудрости». У
Чэн И (XI–XII вв.) и
Чэн Хао (XI в.)
чэн [
1] понималась как исходное состояние и предпосылка более актуальных для них категорий «почтительности» (
цзин [
4]), «правильности» (
чжэн [
1]) и др., а также начало обучения, что дало основание
Чжу Си (XII в.) считать категорию
чэн [
1] «основой» их учений. Следуя Чжоу Дунь-и, Чжу Си рассматривал
чэн [
1] как одну из характеристик процесса порождения и становления всего сущего, четко выделив его онтологич. и гносеологич. аспекты. В комментарии к «Чжун юну» онтологич. выражение
чэн [
1] — «искренность Неба» определена как «истинная (
чжэнь [1]) реальность, не имеющая изъянов», «искренность небесного принципа» (
тянь ли; см.
Ли [1]) и в то же время «реальность» (
ши [
2]) благой силы
дэ [1] «совершенного мудреца», т.е. сила его воздействия на мир. Чжу Си довел до логического завершения мысль «Чжун юна» об обретении «искренности»: будучи полученной путем самосовершенствования, она «не отличается [от „искренности“] совершенномудрого». Выделение Чжу Си гносеологич. аспекта обретения «искренности» выразилось в тезисе об обусловленности
чэн [
1] «достижением [правильного] знания» (
чжи [
2]), связанного с «исчерпанием до конца принципа (
ли [
1]) всех вещей» и гармонизацией человеком своего внутр. мира: только т.о. достигаются «правильное сердце/сознание, искренние помыслы/воля» (
чжэн синь чэн и).
Категория
чэн [
1] сохраняла определенное значение у
Ван Ян-мина (XV–XVI вв.), охарактеризовавшего «доведение знания до конца» (имея в виду «[врожденное] благое знание/благосмыслие» —
лян чжи) как «корень обретения помыслами искренности». В дальнейшем проблема
чэн [1] утрачивает реальное филос. значение, сохраняя социально-этич. содержание. Конфуцианцы XVII–XIX вв. (напр.,
Дай Чжэнь, XVII в.) подвергали критике толкования
чэн [
1] основоположниками неоконфуцианства как отошедшие от собственно моральной проблематики (задачи «уяснения добра»).
Литература: Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и китайская классическая философия. М., 1983, указатель;
он же. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002, указатель;
Мартынов А.С. «Искренность» мудреца, благородного мужа, императора // Из истории традиционной китайской идеологии. М., 1984;
Тода Тоёсабуро. «Чэн чжи чжэ жэнь чжи дао е» кангаэ (Исследование [китайского выражения] «стремиться к искренности — путь человека») // Сингаку кэнкю. 1969, № 34;
An Yanming. The Idea of Chang (Sincerity/Reality) in the History of Chinese Philosophy. N.Y., 2006;
Ichikawa Yasuji. On “Ch’eng” in “Chung-jung-chang-chu” // The Proceedings of the Department of Humanities. College of General Education. University of Tokyo, 1967. Vol. 44, № 12.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 604-605.